RL Relaxation oscillator

"To help for radioamateur", issue 106 (VRL 106).

If you look at Figure 1, you'll notice that the transistors are connected in such a way that it forms an analogue of thyristor. The control electrode of "thyristor" is connected to the inductor L1, the electrode circuit is connected to the resistor R1. The transistor VT1 can be silicon and germanium, the transistor VT2 should be germanium only, because it has the ability to amplify signals without bias voltage on the base.

RL - oscillator circuit

Fig. 1. Circuit diagram of RL Relaxation oscillator.

Principe of operation. When power is first applied to the circuit, the transistor VT1 starts to turn on (it becomes active), because the initial collector current of the transistor VT2 flows through emitter junction of the transistor VT1. Since the oscillator is a non-inverting amplifier, its output is connected to the input. A random increase in the collector current of any of the transistors (for example, because of the intrinsic noise of transistors, external interference, etc.) will be immediately amplified and it leads to an avalanche turning on the transistors to the saturation state, as usually happens in trinistor (time t1 in Fig. 2).

Form of signal

Fig. 2. Oscillogram of RL Relaxation oscillator.

The inductor coil does not prevent from opening transistors, because its resistance to the pulse signals is too high.

After switching on the the transistors, the current through the coil increases exponentially. The collector current of transistor VT1 will be increased also. Very soon the transistor VT1 goes out of saturation, and voltage across it increases. The voltage across the coil will decreases, and develops an avalanche process if switching off transistors (time t 2 in Fig. 2).

The energy stored in the coil in a magnetic field prevents the rapid decrease in current through the coil, and the current gradually decreases to zero. This current is supported by self-induction EMF, whose value after the switching off of transistors may be in ten times greater than the supply voltage. Energy of magnetic field is dissipated as heat in the junctions of transistors, self-induction EMF gradually decreases to zero, the current through the coil stops and the cycle of oscillation is repeated (time t3 in Fig. 2).

Thus, on the inductor L1 we see a continuous sequence of rectangular pulses of voltage, and the current flows through the coil as a sequence of sawtooth pulses.

The process of oscillating occurs slightly different when the winding of earphones BF1 used as a coil (Fig. 3).

RL - oscillator with headphones

Fig. 3. Circuit diagram of RL Relaxation oscillator with the headphones. Both transistors are germanium.

The pulse repetition rate on earphones BF1 is synchronized with the intrinsic resonant frequency of the membrane. (Fig. 4).

Shape of signal at headphones

Fig. 4 Oscillogram of the signal on the headphones.

This happens because the headphone is a reversible converter, i.e., vibrations of the membrane caused by external voltage pulses will excite in the winding of headphone the AC voltage (dashed line in Fig. 4), which is summed with the voltage of the oscillator and applied to the base of the transistor VT2.

The work of headphones at the resonant frequency of the membrane dramatically increases the efficiency of the oscillator as elector acoustic transducer, resulting in significant sound volume at low power consumption from the power source.

To make timbre of headphones softer, the capacitor C1 is connected to the windings of headphones - in this case the form of oscillations will be almost sinusoidal, and the impulses of self-induction EMF is practically disappear (by the way, this will eliminate the possibility of the breakdown of transistors).

Oscillator, shown in Fig. 3, can be used as an economical and simple sound alarm, especially in battery-powered devices, as well as a probe to test ("continuity") of various electrical circuits. In the latter case the test probes should be connected in series with power supply and.

On the place of BF1 can be used headphones or earpiece with resistance less then 250 ohms. Transistor VT1 - MP35 - MP38 (NPN), and VT2 - MP21, MP25, MP26 (PNP) (it's Russian germanium transistors).

Figure 5 shows the circuit diagram with a loudspeaker BA1. The circuit is adjusted with the variable resistor R1, which changes the mode of stable oscillations. The sound of a low-power loudspeaker (0.5GD-30 or similar) with a small area of the diffuser sounds like a car horn.

RL - oscillator with speaker

Fig. 5. Circuit diagram of RL Relaxation oscillator with the loudspeaker.

This oscillator can be used in models of cars, as the apartment bell or the alarm bell, or like a horn on a bicycle. Transistors of the oscillator can be the same as in the previous case. Transistor VT2 can be PNP transistor like MP39-MP42.

If the collector of transistor VT1 and VT2 base connect with the coupling capacitor C2 and use the headphone BF1 (Fig. 6), the oscillator will produce packets of pulses that mimic the bird's trill. Capacitors can be any type, variable resistor - SP-1, headphone (or earpiece) - with resistance less than 250 ohms, for example, DEM-4M, transistors - the same as in the previous circuit.

RL - oscillator with capacitor

Fig. 6. Circuit diagram of RL Relaxation oscillator with coupling capacitor.

As mentioned above, the amplitude of the pulse self-induction EMF in the winding of headphone reaches a significant magnitude. By using this, you can use the oscillator as a DC to DC voltage converter. This converter, for example, will become a power source for an analog multimeter when it is measuring high resistance. Most of analog multimeters required a single source for this mode, which is not always at hand. Furthermore, additional operations related to its commutation, reduce the efficiency of measurements. All this leads to the fact that one of the ranges remains unused.

In this situation can help a voltage converter made of RL oscillator (Fig. 7), embedded in the body of analog multimeter. It contains the minimum elements and does not require any adjustment. In the design of analog multimeter it is necessary to introduce small changes: install a switch SA1 and connect its contacts to the positive power wire and to the negative terminal of the element G1.

DC-DC converter

Fig. 7 Circuit diagram of DC-DC converter.

When the switch is off then it shunts the circuit and analog multimeter is using in normal mode. Although the converter at the same time remains connected to the power supply, it consumes almost no energy - diode VD2 and Zener diode VD1 is connected in relation to a power source in the opposite direction.

For measuring high resistances the switch SA1 should be turned to "ON." position. Then the oscillator based on transistors VT1, VT2 starts to oscillate. Pulses of self-induction EMF of headphones winding BF1 will charge the capacitor C1 through the diode VD2. The voltage across this capacitor increases rapidly and stabilized at approximately 12 V (the breakdown voltage of Zener diode VD1). Summed with the power supply voltage, it reaches the measuring circuit of the analog multimeter. Sound signal emitted by headphones BF1, reminds that after the measurements power should be turned off.

The current consumption by the converter from a voltage source is approximately 5 mA. The maximum current load of the converter must not exceed 100 μA, because the amplitude of the output voltage pulses will be increased. Therefore, it is desirable to apply the converter only to analog multimeter with a minimum measurement of direct current of 100 μA.

Transistors of this converter can be the same as in previous devices. In this circuit can be used zener diodes D813, KS213, diodes D219, D223, KD102, KD103 with any letter index. Resistor - any type, small-sized. Headphones - headphone capsule DEM-4M, TK-67 or other electromagnetic system with the resistance of the winding 50...100 ohms.

D. Priymak

BACK MAIN PAGE

Рейтинг@Mail.ru

Релаксационный RL - генератор

В помощь радиолюбителю, выпуск 106.

Если посмотреть на рис.1, нетрудно заметить, что транзисторы соединены между собой таким способом, при котором образуется аналог тринистора. К управляющему электроду "тринистора" подключена катушка индуктивности L1, а в цепи катода стоит резистор R1. Если транзистор VT1 может быть и кремниевым и германиевым, то VT2 - обязательно германиевым, поскольку именно он обладает способностью усиливать сигналы без напряжения смещения на базе.

RL - oscillator circuit

Рис. 1 Принципиальная схема RL - генератора.

Работает этот генератор так. Как только подаётся питающее напряжение, транзистор VT1 приоткрывается (переходит в рабочий режим) , так как через его эмиттерный переход течёт начальный ток коллектора транзистора VT2. Поскольку генератор представляет собой неинвертирующий усилитель, выход которого замкнут на вход, случайное увеличение коллекторного тока любого из транзисторов (скажем, из-за собственных шумов транзисторов, внешних наводок и т.д.) немедленно усиливается и приводит к лавинообразному открыванию транзисторов до состояния насыщения, как это обычно происходит в тринисторе (момент t1 на рис. 2)

Form of signal

Рис. 2. Форма сигнала RL - генератора.

Катушка индуктивности не препятствует открыванию транзисторов, её сопротивление для импульсных сигналов велико.

После открывания транзисторов ток через катушку возрастает по экспотенциальному закону. Так же возрастает и ток коллектора транзистора VT1. Вскоре транзистор VT1 выходит из насыщения, падение напряжения на нём увеличивается. Напряжение же на катушке уменьшается, и развивается лавинообразный процесс закрывания транзисторов (момент t2 на рис. 2 ).

Энергия, накопленная в катушке в виде магнитного поля, препятствует быстрому уменьшению тока через катушку, и он спадает до нуля плавно. причём этот ток поддерживается ЭДС самоиндукции, величина которой после закрывания транзисторов может в десятки раз превышать напряжение источника питания. Энергия магнитного поля рассеивается в виде тепла в переходах транзисторов, ЭДС самоиндукции постепенно спадает до нуля, ток через катушку прекращается и цикл генерации повторяется (момент t3 на рис. 2).

Таким образом, на катушке индуктивности L1 возникает непрерывная последовательность прямоугольных импульсов напряжения, а ток через катушку течёт в виде последовательности пилоообразных импульсов.

Несколько иначе протекает процесс генерации при использовании в качестве катушки индуктивности обмотки головных телефонов BF1 (рис. 3).

RL - oscillator with headphones

Рис. 3. Принципиальная схема RL - генератора с головными телефонами.

Частота следования импульсов на ней синхронизируется с резонансной частотой собственных колебаний мембраны. (рис. 4).

Shape of signal at headphones

Рис. 4 форма сигала на головных телефонах.

Происходит это потому, что телефон является обратимым преобразователем , т.е. колебания мембраны, вызванные внешними импульсами напряжения, в свою очередь возбуждают в обмотке телефонов переменное напряжение (штриховая линия на рис. 4), которое суммируется с напряжением генератора и прикладывается к базе транзистора VT2.

Работа телефонов на резонансной частоте мембраны резко повышает КПД генератора как электоракустического преобразователя, в результате чего значительная громкость получается при малой мощности, потребляемой от источника питания.

Для смягчения тембра звучания телефонов параллельно их обмотке можно подключить конденсатор C1 - тогда форма колебаний на обмотке телефонов приблизится к синусоидальной, а импульсы ЭДС самоиндукции практически исчезнут (это кстати, исключит возможность пробоя переходов транзисторов).

Генератор, собранный по схеме рис. 3 , может использоваться как экономичный и простой звуковой сигнализатор, особеннов устройствах с автономным питанием, а так же в качестве пробника для проверки ("прозвонки") различных электрических цепей. В последнем варианте достаточно включить в разрыв провода питания двухпроводный шнур со щупами на концах - ими и касаются проверяемых цепей.

На месте BF1 можно использовать головные телефоны или капсюль от них сопротивлением постоянному току не более 250 Ом. Транзистор VT1 - серий МП35 - МП38, а VT2 - МП21, МП25, МП26.

На рис. 5 приведена схема генератора с динамической головкой BA1. Резистор R1 в этом генераторе переменный, им устанавливается режим устойчивой генерации. Звучание маломощной динамической головки (0.5ГД-30 или аналогичная) с малой площадью диффузора напоминает автомобильный сигнал.

RL - oscillator with speaker

Рис.5 Принципиальная схема RL - генератора с динамической головкой.

Такой генератор можно использовать в моделях автомобилей, в качестве квартирного звонка и звукового сигнала на велосипеде. Транзисторы генератора могут быть такие же, что и в предыдущем случае. Кроме того, на месте VT2 хорошо работают транзисторы серий МП39-МП42.

Если между коллектором транзистора VT1 и базой VT2 включить разделительный конденсатор C2 и использовать головной телефон BF1 (рис. 6), генератор будет формировать пакеты импульсов, имитирующие птичьи трели. Конденсаторы могут быть любого типа, переменный резистор - СП-1, головной телефон (или капсюль) - сопротивлением не более 250 Ом, например ДЭМ-4М, транзисторы - такие же что и в предыдущем генераторе.

RL - oscillator with capacitor

Рис. 6 Принципиальная схема RL - генератора с разделительным конденсатором.

Как упоминалось выше, амплитуда импульсов ЭДС самоиндукции на обмотке телефона достигает значительной величины. Учитывая это, можно использовать генератор как преобразователь напряжения. Такой преобразователь , например, станет незаменимым источником питания авометра, при измерении больших сопротивлений. Известно, что для большинства авометров требуется для этого режима отдельный источник , который не всегда есть под руками. Кроме того, дополнительные операции, связанные с его подключением , снижают оперативность измерений. Всё это приводит к тому, что один из диапазонов измерений авометра остаётся неиспользованным.

Выйти из положения поможет преобразователь напряжения из RL - генератора (рис. 7), встраиваемый в корпус авометра. Он содержит минимум элементов и не требует налаживания после изготовления. В конструкцию авометра при этом необходимо ввести небольшие изменения: установить на его корпусе переключатель SA1, включить его контакты в разрыв плюсового провода питания и подключить преобразователь к минусовому выводу элемента G1 авометра.

DC-DC converter

Рис.7 Принципиальная схема преобразователя напряжения.

В положении "выкл" переключатель замыкает разрыв в плюсовом проводе питания , и авометр используется в обычноых режимах. Хотя преобразователь при этом и остаётся подключённым к источнику питания, он практически не потребляет энергии - диод и стабилитрон включены по отношению к источнику питания в обратном направлении.

Для работы в режиме измерения больших сопротивлений переключатель переводят в положение "вкл.". В действие вступает генератор на транзисторах VT1, VT2. Импульсы ЭДС самоиндукции обмотки телефонов BF1 заряжают через диод VD2 конденсатор С1. Напряжение на нём быстро возрастает и стабилизируется на уровне примерно 12В (напряжение стабилизации стабилитрона VD1). Суммируясь с напряжением источника питания, оно поступает на цепи измерения авометра. Звуковой сигнал, издаваемый телефонами BF1, напоминает о том, что переключатель после окончания измерений надо перевести в положение "выкл.".

Ток, потребляемый преобразователем от источника напряжения, состовляет примерно 5 мА. Ток нагрузки преобразователя не должен превышать 100 мкА, иначе увеличится амплитуда пульсаций выходного напряжения и снизится точность измерений. Поэтому применять преобразователь желательно лишь в авометрах с минимальным пределом измерения постоянного тока 100 мкА.

Транзисторы преобразователя могут быть такие же, что и в предыдущих устройствах. Кроме указанных на схеме, подойдут стабилитроны Д813, КС213, диоды Д219, Д223, КД102, КД103 с любым буквенным индексом. Резистор - любого типа, малогабаритный. Головные телефоны - капсюль ДЭМ-4М, ТК-67 или другой , электромагнитной системы, с сопротивлением обмотки постоянному току 50...100 Ом.

Д. Приймак

BACK MAIN PAGE

Рейтинг@Mail.ru